Общие выводы

Рассматривая понятие эволюции вне связи с теми или иными объяснениями самого процесса, мы видим, что в каждом понимании этого термина назрел более или менее глубокий кризис или что, наоборот, назрел выход из кризиса. Возникает вопрос: можно ли считать независимыми друг от друга решения каждой из перечисленных апорий, можно ли, например, считать, что понятие преформации не имеет никакого отношейия к выбору решения относительно революции и кунктативиого трансформизма? В настоящее время мы действительно имеем большое разнообразие мнений: почти свободное комбинирование тех или иных решений. При более внимательном отношении оказывается, что мы имеем, в сущности, два основных противоположения. С одной стороны, мы имеем чистый последовательный селекционизм, который дает такие ответы на вопрос о трансформизме и связанных с ним проблемах:

· морфология получает рациональное толкование только при физиологическом освещении;

· систематика есть чисто историческая дисциплина;

· только динамический подход имеет право на существование;

· изменение видов есть чистый эпигенез;

· превращения организмов идут медленным, равномерным и монотонным путем.

Как противоположность этому воззрению назревает такой ответ:

· морфология есть учение о форме, стоящее в ближайшем отношении к геометрии и независимое от физиологии (Radl, Bd. I, S. 187);

· систематика не есть историческая наука (подробнее см. мою статью о форме естественной системы);

· наряду с динамическим подходом законен и желателен статический подход к организму;

· процесс филогении носит в значительной степени преформационный характер;

· процесс превращения не равномерен: медленные изменения прерываются бурными катастрофами, причем направление развития до катастрофы может менять свой знак.

Автор склонен называть такое понимание развития диалектическим пониманием и оправдываю такое применение диалектики двумя особенностями характера процесса: его революционностью и периодичностью; тем, что организмы последующих этапов развития в значительной мере возвращаются к уже пройденным этапам; но так как это возвращение неполно, то и получается спиралеобразный характер филогенеза, что, видимо, является одной из существеннейших особенностей гегелевской диалектики. На такую периодичность филогенетических процессов указывает Соболев, ее же в форме закона чередования или периодичности аналогии отстаивает Козо-Полянский (1922). Мне и думается, что вместо четырех сформулированных Соболевым самостоятельных законов (наследственности, органического роста, обратимости и прерывности) возможно формулировать один закон диалектического развития организмов.


Другое по теме:

Интерференция, дифракция и поляризация света
В любых волновых процессах, где складываются две или несколько волн, происходит интерференция. Импульсы противоположных знаков при встрече гасят друг друга - это деструктивная интерференция. Если знаки импульсов одинаковы, то при встрече ...

Церквильный метод контрацепции
В цервикальном канале (шеечном канале матки) вырабатывается особая субстанция - т.н. цервикальная слизь. Так вот, время овуляции можно определять по характеру этой слизи. Когда она становится обильной, светлой, прозрачной - в общем, начин ...

Основные стадии эволюции человека
· Время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек), · Древнейших людей: питекантропа или древнейшего человека, или протерантропа или архантропа. · Неандертальца, или древнего человека, или палеоантропа ...