Представления о происхождении человека в Древнем Китае

Биология » Основные теории происхождения человека » Представления о происхождении человека в Древнем Китае

В Древнем Китае предпринимались попытки мифологически объяснить мир из него самого. Некогда не было ни небе, ни земли, и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Из него родились два духа Инь и Янь, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились. Янь стал управлять небом, а Инь – землей. По древнему мифу, первый человек Пань-Чу ударил топором по мраку, и все легкое, чистое, светлое вознеслось на верх и образовало небо, а все противоположное – землю. Частично мифы сохранились в более поздних воззрениях и органично вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам Инь и Янь, которые находятся в постоянном стремлении к взаимодействию, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человек, общество, культура, мораль.

Даосизм.

Основатель учения Лао-Цзы. В центре учения находится Дао – невидимый, всеобщий, естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Из Дао все возникает и в него все возвращается. Дао – это определенный путь, который проходят в своем существовании все объекты. Все пути в мире предопределены и свернуть с них нельзя. Однако это не означает, что природа неизменна, наоборот – все находится в постоянном движении и развитии, но только в соответствии с законом Дао. Подчиняясь ему, вещи непременно приходят в свою противоположность.

Дальнейшее развитие даосизм получил в IV-III вв до н.э. Развивалось учение о материальной субстанции ци. Ее делили на два вида – «тончайшую», из которой возникает душа, и «грубую», из которой возникает тело. Главную роль играет «тончайшая» ци, от нее зависит разум человека, мудрость – проявление ци, а не подарок от божественных сил. Древние материалисты читали, что человек умирает, когда его тело покидает «тончайшая» ци.

Кульминацией даосизма стало учение Чжуань-цзы (369-286 гг до н.э.). Чжуань-цзы утверждал, что от мельчайших живых частичек (цзи), находящихся в воде, произошли животные, а от животных – человек. Единым материальным началом ци заполнена вся Поднебесная; рождение – концентрация ци, рассеяние этой субстанции – смерть. Вместе со смертью исчезает душа. В мире нет резких границ между явлениями, все слито друг с другом. Т.Е. все в мире относительно, в том числе жизнь и смерть. Жизнь и смерть – это всего лишь перегруппировка мельчайших семян, из которых состоят все живые существа и неодушевленные предметы. Человеческое мышление Чжуань-цзы называл зеркалом множества вещей, благодаря которому можно научиться управлять перегруппировкой «семян» и достичь долголетия (до 800 лет) и даже бессмертия.


Другое по теме:

Проблемы загрязнения рек и озер Беларуси
Реки издавна являлись объектом человеческого внимания и выполняли функции транспортных путей, орошения, рекреации. Берега рек часто использовались для сброса сточных вод, размещения промышленных отходов, поймы и прилегают к ним земли – дл ...

Опыление и оплодотворение
Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестиков. Различают следующие виды опыления. Перекрестное опыление — перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльца пестиков другого. В умеренных широтах оно происходит посредством ветра и ...

Облегчение тела
8) Перья , образующие летательную поверхность крыльев, мертвые (аналоги наших волос). Им не нужны кровеносные сосуды, приносящие питание и кислород, поэтому перья очень легкие. 9) Легкий скелет наполнен воздухом (в костях находятся возд ...