Представления о происхождении человека в Древнем Китае

Биология » Основные теории происхождения человека » Представления о происхождении человека в Древнем Китае

В Древнем Китае предпринимались попытки мифологически объяснить мир из него самого. Некогда не было ни небе, ни земли, и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Из него родились два духа Инь и Янь, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились. Янь стал управлять небом, а Инь – землей. По древнему мифу, первый человек Пань-Чу ударил топором по мраку, и все легкое, чистое, светлое вознеслось на верх и образовало небо, а все противоположное – землю. Частично мифы сохранились в более поздних воззрениях и органично вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам Инь и Янь, которые находятся в постоянном стремлении к взаимодействию, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человек, общество, культура, мораль.

Даосизм.

Основатель учения Лао-Цзы. В центре учения находится Дао – невидимый, всеобщий, естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Из Дао все возникает и в него все возвращается. Дао – это определенный путь, который проходят в своем существовании все объекты. Все пути в мире предопределены и свернуть с них нельзя. Однако это не означает, что природа неизменна, наоборот – все находится в постоянном движении и развитии, но только в соответствии с законом Дао. Подчиняясь ему, вещи непременно приходят в свою противоположность.

Дальнейшее развитие даосизм получил в IV-III вв до н.э. Развивалось учение о материальной субстанции ци. Ее делили на два вида – «тончайшую», из которой возникает душа, и «грубую», из которой возникает тело. Главную роль играет «тончайшая» ци, от нее зависит разум человека, мудрость – проявление ци, а не подарок от божественных сил. Древние материалисты читали, что человек умирает, когда его тело покидает «тончайшая» ци.

Кульминацией даосизма стало учение Чжуань-цзы (369-286 гг до н.э.). Чжуань-цзы утверждал, что от мельчайших живых частичек (цзи), находящихся в воде, произошли животные, а от животных – человек. Единым материальным началом ци заполнена вся Поднебесная; рождение – концентрация ци, рассеяние этой субстанции – смерть. Вместе со смертью исчезает душа. В мире нет резких границ между явлениями, все слито друг с другом. Т.Е. все в мире относительно, в том числе жизнь и смерть. Жизнь и смерть – это всего лишь перегруппировка мельчайших семян, из которых состоят все живые существа и неодушевленные предметы. Человеческое мышление Чжуань-цзы называл зеркалом множества вещей, благодаря которому можно научиться управлять перегруппировкой «семян» и достичь долголетия (до 800 лет) и даже бессмертия.


Другое по теме:

Биологические принципы спортивной тренировки
Знание закономерностей развития адаптации к мышечной работе является обязательным условием грамотного, научно обоснованного построения тренировочного процесса в современном спорте. Наиболее важные закономерности адаптации, используемые в ...

Мир непрерывных объектов - физика полей (континуум)
Представление о континууме также родилось в античную эпоху и выразилось, в частности, в лестнице веществ и существ Аристотеля. Понятие континуума как одно из уточнений категории непрерывности имеет важные методологические функции. Наприм ...

Регуляторные пептиды и ферменты их обмена в онтогенезе
Содержание биологически активных пептидов изменяется в процессе индивидуального развития организма. Эти возрастные изменения отличаются в разных органах, тканях и группах клеток. Причем наблюдается отличие онтогенетической динамики измене ...