Представления о происхождении человека в древности. Представления о происхождении человека в Древней Индии

Биология » Основные теории происхождения человека » Представления о происхождении человека в древности. Представления о происхождении человека в Древней Индии

Философия в Древней Индии зародилась из мифов примерно в середине I тысячелетия до н.э. Главной задачей всех школ было объяснение происхождения и устройства мира.

Веданта.

Основателем данной ортодоксальной школы считают Бадараяна. Его идеи были изложены и дополнены в произведениях «Шанкары» и «Рамамуджи». В этих произведениях утверждается, что существует единая верховная личность – Пуруша. Все объекты вселенной и люди – части этой личности. В последствие единым первоначалом мира стал рассматриваться Брахман – единая безличная духовная реальность. Из нее все возникает и в нее все возвращается. Множественность мира отрицается и считается видимостью, т.е. реален только Брахман, остальное (в том числе и человек) – иллюзия. После смерти физического тела человек переселяется в другое живое тело. Реинкарнация длится до тех пор, пока за все свои жизни человек не накопит достаточно добродетелей и не освободиться от земных страданий.

Миманса

Школа занималась текстуальным изучением «Вед», уделяя большое внимание ритуалам. Представители Мимансы считали, что мир состоит из атомов, которые вступают в различные комбинации в соответствии с законом кармы, который управляет миром. Атомы для своей организации в вещи не нуждаются в боге. Тело человека тоже образуется из этих атомов, но душа – вечная и бесконечная субстанция. И хотя душа связана с телом при жизни, не умирает вместе с ним. Душа отличается сознанием – это качество возникает при соединении души с телом, когда перед органами чувств возникают какие-то объекты. Таким образом, учение Мимансы содержит в себе зачатки как материалистической традиции, так и элементы идеализма.

Санкхья.

Основой мира и его бытия признается чувственно воспринимаемая природа – прокрити. Она в своем развитии и изменении подчиняется трем основным силам: - раджас - синоним движения, является созидательным импульсом бытия, изменяет мир;

- томас – инертность, способствует устойчивости, сохранению мира;

- саттва – сила внутреннего отвлеченного постижения происходящего.

Соединяясь с природой, бог Пуруша порождает 25 первоначальных форм существования, среди которых есть как духовные, так и материальные. Благодаря тому, что природа постоянно развивается, возникают сначала изменения в первоначальных формах, а затем появляются совершенно новые. И этот процесс бесконечен. Только познав суть естественного движения вещей, человек способен понять превосходство неизменного духа над непостоянной и изменчивой природой.

Ньяя

Эта школа относится к аналитическому типу философии, поддерживая здравый смысл и знание. Ньяя рассматривает природу как состоящую из вечных, неизменных, не имеющих причин атомов, существующих независимо от нашей мысли. Душа – реальное существо, это не чувства, а то, что управляет ими, синтезирует их данные, приводит в единство все виды ощущений, создавая целостное восприятие. Сознание не может существовать отдельно от души, но сама душа не обязательно несет сознание. Реальность - это комплекс души и природы.

Джайнизм

Одним из оппозиционных учений Древней Индии является Джайнизм. Сейчас это одна из религий Индии. Основателем считается Махавира (великий герой). В основе мира лежат две вечных субстанции – джива и аджива. Джива – признак живого, душа. Аджива – отсутствие жизни, материя, пространство, время. Соединяясь с материей, душа теряет свои идеальные качества и порождает все живые существа на земле, но сама при этом подвергается страданиям. Душа начинает отождествлять себя с телом, в ней возникают материальные страсти и желания, т.е. душа становится зависимой от тела. Но когда душа познает, что такое жизнь, познает мир, она освобождается от тела и от страданий, а тело – умирает.

Буддизм

Большое распространение в 5-6 веке до н.э. получило учение буддизма. Основоположник учения – Будда (осененный знанием) – позиционировал себя как оппозиционера традиционных школ, но вместе с тем признал учение о перевоплощении, карме, использовал имена богов. Физический мир – это мир непрерывных изменений – сансара, в нем нет ничего окончательного и устойчивого. Основой мира являются дхармы – мельчайшие непознаваемые частицы разума, их комбинации – многообразие материальных вещей. Физический мир – это продукт индивидуального человеческого сознания. Сколько людей, столько миров, т.е. все вокруг – иллюзия. Реальны не вещи, не материя, не тела, а духовные частицы.


Другое по теме:

Волновая и электромагнитная теории света, понятие об эфире
Максвелл считал, что одной из частных разновидностей электромагнитных волн являются световые волны. Скорость света была измерена достаточно точно французом Физо в 1848 г. Она оказалась очень большой – около 300 000 км/сек, но конечной. Сл ...

Факторы расогенеза.
Среди факторов расогенеза наибольшая роль принадлежит естественному отбору,особенно на ранних стадиях расообразования. За цвет кожи ответственныкожные клетки, содержащие пигмент называемый меланином. Все люди, заисключением альбиносов, име ...

Современные методы контрацепции
Пожалуй, единственно верным, будет перечислить, сначала, все методы контрацепции, а уж затем, прибегнуть к тому, чтобы описать их, каждый, более подробно. Итак, исходя из вышесказанного привожу перечень современных контрацептивов: · Пре ...