"Живая сила"
Страница 3

Понятие силы играет центральную роль в механике Ньютона. Сам Ньютон не ставил перед собой задачи о создании механики, которая выводилась бы из какого-либо принципа сохранения некоторой меры движения. Что касается "живой силы", то Ньютон обращал внимание на факт несохранения движения в случае неупругого удара или трения.

Таким образом, хотя наука XVII века выработала представление об энергии в виде "живой силы", а более чем через 100 лет, в 1829 году, Кориолис рассмотрел величину, равную половине "живой силы" mV2/2, которая определяет кинетическую энергию в современной структуре научного знания; понятие энергии, как, впрочем, и понятие работы, отсутствовали в механике Ньютона и вплоть до XIX века не фигурировали в учебниках физики.

Термин "энергия" в смысле динамической переменной появился лишь в 1807 году в работе Юнга "Курс лекций по натуральной философии", понятие "работ" подробно развито в труде Ж.В. Понселе "Введение в индустриальную механику".

Юнг ввел понятие энергии для обозначения "живой силы", не выводя это понятие за рамки механистического описания явлений природы. Сама задача расширения этого понятия на другие формы движения, задача категориального обоснования этого понятия и установления отличия его от понятия количества движения стала возможной лишь благодаря исследованиям переходов немеханического движения в другие виды движения. Усилиями ученых XVII-XIX веков были открыты и качественно исследованы связи между:

механическим движением и теплотой;

химическими явлениями и электричеством;

механическим движением и электричеством;

электричеством и магнетизмом;

химическими явлениями и теплотой;

теплотой и электричеством и т. д.

Результаты этих исследований и привели к открытию закона сохранения и превращения энергии. Остановимся вкратце на рассмотрении этих результатов.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Исследование поведения пренатально алкоголизированных животных в тесте «открытое поле»
Методика «открытого поля», внедренная в практику лабораторных исследований Hall C.S. в 1934 г. [194], позволяет количественно оценить моторную активность крыс и мышей по двум основным компонентам: вертикальному – стойки и горизонтальному ...

Приложения
«Я пчеловод» Программа элективного курса для учеников 5-9 классов по естествознанию. Пояснительная записка: Пчеловод или пасечник – одна из древнейших сельских профессий. Раскопки одной из египетских пирамид свидетельствуют: египтяне ...

Роль горизонтального переноса генетического материала в эволюции генома
Наряду с транспозонами, не способными очевидно, существовать вне генома и образовывать свободные молекулы ДНК, описаны элементы, обнаруживаемые как в составе генома, так и вне его. Существование таких подвижных элементов дает возможность ...