Проблемы цефализации

Увеличение объема головного мозга (цефализация) - наиболее характерная черта биологической эволюции человека в переходный период от животного предка до кроманьонца. Рождение крупноголовых детей требует широкого женского таза. Но, с другой стороны, прямохождение предъявляет противоположное требование - таз должен быть узким и более прочным. Это противоречие привело к тому, что роды у человека стали сопровождаться родовыми муками, что для животных не характерно. Таким образом, описанная в Библии сцена проклятия Евы (“В муках будешь рожать детей своих”) имеет под собой эволюционно-биологическое обоснование.

Природа, однако, предприняла некоторые попытки разрешить эту проблему:

1) дети стали рождаться недоношенными по биологическим меркам (в сравнении с шимпанзе, например);

2) головка новорожденного способна к значительным деформациям, быстрому увеличению размеров в послеродовой период, в связи с чем зарастание родничков и окончательное формирование черепных швов отложены на более поздний период.

Отмеченные обстоятельства привели к удлинению периода детства, в течение которого ребенок является беспомощным и нуждается в постоянной заботе родителей. В этот период происходит окончательное формирование важнейших структур головного мозга. При чем на этот процесс существенное влияние оказывает внешняя среда, в том числе социальное окружение. В этом суть исключительно высокой пластичности индивидуального развития мозга человека. В этом заключаются биологические основы способности человека к усвоению огромных объемов информации в процессе обучения, что явилось важнейшей предпосылкой социального прогресса.


Другое по теме:

Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре. От “Бытия” к “Становлению”. Формирование эволюционного естествознания. Историко-философские аспекты совреме
Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Каждый человек пытается познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основн ...

Развитие человека после рождения
Принято выделять грудной возраст (1-й год жизни), раннее детство (от 1 до 3 лет), дошкольный период (от 3 до 7 лет), школьный период (от 7 до 17 лет). В грудном возрасте дети особенно восприимчивы к воздействиям внешней среды. На протяже ...

Разные типы молекулярной эволюции
"Я думаю, что отец наш небесный выдумал человека, потому что разочаровался в обезьяне." Марк Твен При обсуждении палеонтологической летописи и выведенных на ее основе скоростей морфологической эволюции молчаливо допускалось, ч ...