Природа агрессии
Страница 2

К.Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение -одно из самых замечательных созданий естественного отбора. Обругать друг друга, пригрозить - выгоднее, чем драться, особенно, если оба вооружены.

Оформление агрессии: поза угрозы, оскал пасти и демонстрация зубов (не потому ли мы так внимательно смотрим в рот при общении с незнакомым человеком?), мимика и украшения, яркая раскраска кожи лица у некоторых обезьян и у вождей разных племен, шипение и крик (Ура!), перебранка (язык - страшнее пистолета).

Этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении. К.Лоренц более 50 лет назад решился написать фразу “мораль в мире животных”.

Кодекс морали у животных:

1) Не убей своего.

2) Не нападай без предупреждения, стремись уладить конфликт без драки.

3) Не применяй смертельного оружия. (Береги уши и глаза противника).

4) Не бей того, кто принял позу покорности (Не бей лежачего. Повинную голову меч не сечет.)

Как проигравшему остановить распаленного победителя? Волк, лев, олень - вдруг подставляют самые уязвимые места, удобные для нанесения смертельного удара. Но победитель не может его нанести и нарушить запрет (поза и призыв у мальчишек “На, бей!”, “если тебя ударили по одной щеке, подставь вторую” . чтобы не ударили еще). Тьма комментаторов не могли понять это место в Библии.

Еще: победа с тем, кто прав. Выигрывает тот, кто защищает свою территорию, свой дом, свою самку, своих детенышей. Агрессивность более сильного нападающего сдерживается запретом (не пожелай ни дома ближнего, ни жены его).

Как говорят юристы: неприкосновенность жилища, личной собственности и жизни.

Забавно наблюдать, как ссорятся две птицы на границе своих участков: по очереди проигрывает тот, кто залетит на участок другого.

Многие морально-этические нормы поведения человека, называемые общечеловеческой моралью, имеют свои аналогии во врожденных запретах у разных видов животных. Можно полагать, что в некоторых случаях это совпадение. Но, по крайней мере, часть из них восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков.

Этология дает нам знания, которые нужны многим: учителю и врачу, психологу и социологу; без них трудно воспитателю, офицеру, тюремщику, судье, администратору. Очень хотелось бы, чтобы для пользы всего человечества ими обладали политики. Но самое главное - они нужны каждому из нас, ведь у всех есть или будут дети, младшие братья, внуки. Природа наделила их самым долгим среди живых существ детством, чтобы они могли, овладевая своими инстинктами и учась, пройти за полтора десятка лет огромный путь. Они способны пройти его сами, ошибаясь и страдая. Но путь их будет прямее, а результат выше, если мы будем любить и понимать наших детей такими, какими их создала природа, а не такими, какими их рисует наше воображение (Виктор Дольник, 1994, стр. 73).

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Свойства марганца
Природные ресурсы. Марганец принадлежит к весьма распространённым элементам, составляя 0,03% от общего числа атомов земной коры. Среди тяжёлых металлов (атомный вес больше 40), к которым относятся все элементы переходных рядов, марганец ...

Этапы антропогенеза
Отряд приматов, к которому К.Линней отнес человека, возник в самом начале третичного периода. Решающее влияние на формирование приматов оказал древесный образ жизни. К ранним формам приматов близки современные полуобезьяны - лемуры, долго ...

Эмбриогенез преддверно-улиткового органа
На третьей неделе утробной жизни появляется двустороннее парное утолщение зародышевого листка на уровне заднего мозгового пузыря. Утолщение эктодермы превращается сначала в ямку, потом в пузырек, который отшнуровывается от наружных покров ...