Эмоции
Страница 1

Эмоции (от лат. потрясаю, волную) - субъективные реакции животных и человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Эмоции связаны с удовлетворением (положительные) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма.

Эмоции представляют собой активные состояния специализированных мозговых структур, побуждающих человека и животных минимизировать или максимизировать эти состояния.

Эмоциям принадлежит решающая роль в процессе обучения, в подкреплении вновь образующихся условных рефлексов.

Сильные, стремительно возникающие эмоции - аффекты, длительно сохраняющиеся - настроения.

Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Ситуации, в которых удовлетворение важных для человека потребностей хронически затруднено, порождает стойкое отрицательное напряжение -эмоциональный стресс.

“Стресс” - это современное слово, которое широко используется и часто неправильно. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но, согласно Гансу Селье, крупнейшему авторитету в этой области, стресс - это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Стресс составляет важную часть повседневной жизни. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают возможность для адаптации к новым условиям жизни. Потенциально опасным и для животных, и для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации.

Известно множество ситуаций, порождающих стресс, - от случаев отделения ребенка от матери в первые годы жизни до серьезных заболеваний у людей зрелого возраста. В наше время одно из самых травмирующих событий для взрослого - это потеря работы. Было показано, что стрессовое состояние у работника вызывается не столько свершившимся фактом потери места, сколько предшествующим периодом боязни его потерять.

Селье (1974) показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям (общий синдром адаптации).

Первый этап - реакция тревоги перед встречей с новой ситуацией связанная с состоянием повышенной настороженности и беспокойства. Если эта ситуация затягивается, то создается впечатление, что организм возвратился к нормальному состоянию. Это фаза сопротивления, во время которой организм продолжает расходовать имеющиеся резервы, которые, однако, не безграничны, и вскоре начинают истощаться. Это фаза истощения, приводящая иногда к смерти, но чаще - к нервным срывам.

Позднее Селье (1978) высказал мысль, что не всякий стресс вреден. Стресс - неотъемлемая часть жизни, и его нельзя избежать. Важно, по мнению Селье, то, что каждый из нас способен поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Биология пестрого толтолобика
Пестрый толстолобик Aristichthys nobilis (рис. 4) форме тела похож на белого. У пестрого толстолобика более крупная голова, глаза посажены шире, тело менее высокое, грудные и брюшные плавники, а также хвостовой стебель более длинные. Окра ...

Человек: организм и личность
Аристотель (384-322 до РХ) впервые подробно рассмотрел человеческое тело, указал место, занимаемое человеком в системе животного мира и отметил такие кардинальные различия между человеком и животными, как прямохождение, крупный головной м ...

Анатомия костистых рыб. Строение тела
Рыба, как и всякое позвоночное животное, имеет скелет, мускулатуру, кожный покров, органы дыхания, выделения, размножения и чувств, пищеварительную, кровеносную и нервную системы. Тело рыбы подразделяют на голову, туловище и хвост. Плавн ...