Теория Вернадского о биосфере
Страница 2

Биология » Учение В.И. Вернадского о биосфере » Теория Вернадского о биосфере

Мыслитель настаивал на неразрывности связи человека с живым веществом планеты, с совокупностью организмов, которые одновременно существуют с ним или существовали до него, и, прежде всего, - происхождением. Ученый ориентировочно подсчитал количество количество поколений (более 200), которые заменяли одно другое от времени рождения в человеческом обществе больших конструкций религии, философии и науки. «Несколько сот поколений отделяют нас от эпохи, когда появились первые зачатки человеческого искусства, музыки, мифов и магии, из которых выросли религии, наука, философия … Но происхождение человека кроется в еще более отдаленных странах времени … Хоть как далеко заходила б наша мысль или наши научные исследования в геологическое прошлое земли, мы констатируем то самое явление существования в земной коре единой целостной жизни». Следует отдать должное правдивости ученого – он сознался в том, что происхождение человека на Земле было самой глубокой космической тайной для эллинов и такой самой тайной осталось для нас. Одновременно он разделял принцип флорентийского натуралиста Ф.Реди, который утверждал, что любой живой организм происходит от другого живого организма. А поэтому Вернадский не соглашался с утверждением, будто живой организм зародился в земной коре благодаря изменениям «косной» материи. Он настаивал на том, что с позиций науки мы не можем рассматривать жизнь иначе, как явление, которое существует непрерывно от найдавнейших геологических эпох, и живое вещество в течение всего времени эволюции была резко отделено от «косной» материи. «… очевидно, - писал Вернадский, - жизнь не является простым исключительно земным явлением, но, насколько принцип Реди отвечает реальности, должна рассматриваться как космическое явление истории нашей планеты. А также очевидно, что монолит жизни в целом не является простым соединением отдельных элементов, случайно собранных, но являются сложной организованностью, части которой имеют функции, которые взаимодополняют друг друга и помогают друг другу».

Ученый подчеркивал неразрывность связи человека с жизнью вех живых существ еще и по причине питания. Человек вынуждены на нынешнем этапе своей эволюции поддерживать свое физическое существование с помощью освоения других организмов или продуктов их жизнедеятельности. Человек вынужден уничтожать другие существа, он гибнет, если не находит в земной коре других земных существ, которыми мог бы питаться. Зависимость человека от живого целого благодаря ее питанию определяет все ее существование. «Смена режима – в случае, если бы это случилось – имела б серьезные последствия… Проблемы питания и производства следует пересмотреть. Вследствие этого обязательно настанет переворот в самих социальных принципах, что управляют общественным мнением». Когда Вернадский писал про смену режима питания человека, которая является гетрофной, он, прежде всего, имел ввиду, что «… это, прежде всего, - развитие науки, которая стремиться найти новые формы энергии в мире и создать большие химические синтезы органического вещества». Вернадский тут же подчеркивает, что средств, которыми пользуются наука, очень мало, но со свойственным ему оптимизмом надеется на новые методы исследования, поскольку «… нет силы на земле, которая могла бы сдерживать человеческий разум в его стремлении, когда он постигнул, как в данном случае, значение истин, раскрывающихся перед ним… Пользуясь непосредственно энергией Солнца, человек овладевает источником энергии зеленых растений, той ее формой, которой она сейчас пользуется для своей еды и топлива».

В 1944 году Вернадский написал знаменитую статью «Несколько слов про ноосферу». Термин «ноосфера» был предложен Е.Леруа в 1927 год. Рассмотрев закономерности эволюции жизни, Е.Леруа пришел к выводу, что в человеке биологическая эволюция себя исчерпала. Дальнейшая эволюция живого на нашей планете, по его утверждениям, будет происходить только духовными способами: индукция, общество, язык, разум и т.д. И это будет ноосфера, которая заменит биосферу. Под ноосферой Е.Леруа понимал закономерный этап развития органического мира, когда доминирующая роль в эволюции принадлежит духовному творчеству человека и продукта его деятельности. И в этом его взгляды отличались от представлений Тейяра де Шардена, который рассматривал ноосферу как некий мыслящий пласт, который постепенно разворачивается из мира животных и растений и приходит на последнем этапе психогенеза к осознанию тождества всего сущего с точкой «Омега» - божеством.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Центральная нервная система
Центральная нервная система (ЦНС) – это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, обеспечивающих восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватного взаимодействия организма и изме ...

Хосписы
Все религии уделяют большое внимание последним минутам умирающих: просили у них прощения, соборовали, исполняли последнюю волю. Сейчас на Западе, а недавно и в нашей стране, появились для безнадежно больных специальные отделения при госпи ...

Особенности неклассического естествознания
В конце 19 - начале 20 века на арену выходят новые общественные отношения и экономические теории, колоссально развивается техника. В этот время, называемый третьей научной революцией, начинается новый неклассический период в естествознани ...