Естественнонаучная картина мира в исторической динамике культуры. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания
Страница 2

Биология » Естественнонаучная картина мира в исторической динамике культуры » Естественнонаучная картина мира в исторической динамике культуры. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания

Естественнонаучная картина мира

(ЕНКМ) складывается из существующих научных представлений эпохи о строении и развитии природы. Кроме того, отдельные естественные науки создают собственные картины исследуемой ими реальности. Их называют частнонаучными (ЧНКМ)

- или локальными картинами мира. Здесь термин «мир» обозначает уже не природный мир в целом, а тот его аспект (фрагмент), который изучается данной конкретной наукой с помощью ее понятий, принципов и методов. В этом смысле говорят о физической картине мира, или о картине химической реальности и т.п.

История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых научных парадигм. Понятие «парадигма»

(с греческого – пример, образец) введеное американским историком науки Т. Куном, обозначает определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на конкретном историческом этапе идеалов и норм научного исследования, которые в течение определенного времени задают модель, образец постановки и решения научных проблем. Смена парадигм – революционный сдвиг в науке, выход ее на новые рубежи.

Со сменой научных парадигм и картин мира изменяются и понятия в естествознании. В разные исторические периоды базовые понятия ЕНКМ толкуются по-разному, наполнены различным содержанием. Иначе говоря, с развитием естествознания по необходимости должно изменяться и научное содержание ЕНКМ. ЕНКМ развивается вместе с развитием науки, эволюционирует, можно проследить ее историческую динамику. В различные исторические периоды времени функционируют различные научные картины мира.

В Новое время (17–18 в.в.) первой сформировалась механистическая научная картина мира

(МКМ).

Она закладывалась трудами Г. Галилея, Р. Декарта, Дж. Бруно, Т. Браге, И. Ньютона. В рамках своей предметной области она сохраняет свое значение и по сей день. Во второй половине 19 в. начинается закладка и формирование современной научной картины мира

(СКМ) на основе новых усложненных знаний о мире и его законах (квантово-волновые представления, принцип относительности, явления радиоактивности и т.д.). СКМ также не является абсолютной и открыта для новых знаний и обобщений.

Как и каким образом происходит смена научных картин мира? На этот вопрос можно ответить, если вспомнить определение НКМ и то, что она содержит базовые теоретические понятия: материя, движение, время и др.

Для того, чтобы существенно изменить основополагающие представления о мире, необходимо дать новое толкование базовым понятиям, внести существенное изменение в их осмысление.

Только те естественнонаучные теории и идеи (независимо от их количества и качества), которые вносят существенные изменения в прежнее толкование ключевых понятий, вносят изменения в НКМ. Если научные достижения ведут к изменению не одного, а большинства базисных понятий, то происходит изменение всей старой НКМ на новую. Подобная коренная смена, ломка устаревших основополагающих представлений о мире и установление новых, носит название научной революции.

Смена научных картин мира происходит через ряд последовательных научных революций. К примеру, научная революция к.16-н.17в.в. привела к господству механистической (ньютоновской) картины мира. Позднее, научная революция к.19-н.20 в.в. изменила механистические взгляды на мир и утвердила современную научную картину мира. Период постепенного приращения, накопления знаний носит название научной эволюции

. Динамика научного знания характеризуется последовательно сменяющимися стадиями эволюционного и революционного развития. Одним из важнейших результатов научной революции является утверждение нового стиля мышления в науке. Напомним, что стиль научного мышления

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Другие особенности скелета
14) Киль для прикрепления мощных летательных мышц (опускающих крыло). 15) Передние конечности превратились в крылья (что, не ожидали?), поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибк ...

«Двуногие без перьев». О прямохождении
Ночью эта книга стучит по книжной полке, и так как она всегда движется по собственному усмотрению, ее нужно держать под медным грузом. В ней объясняется, как в памяти мысли преследуют друг друга и куда девается мысль, когда с ней пок ...

Крупные железы пищеварительного аппарата
Крупные железы пищеварительного аппарата являются производным эпителия слизистой оболочки первичной средней кишки. Уже на ранних стадиях эмбриогенеза они вынесены далеко за пределы пищевого канала. У четырехнедельного эмбриона человека в ...