Естественнонаучная картина мира в исторической динамике культуры. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания
Страница 1

Биология » Естественнонаучная картина мира в исторической динамике культуры » Естественнонаучная картина мира в исторической динамике культуры. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания

Объектами естествознания являются: природа в целом, а так же биологические (естественные) начала человека и общества. Данные объекты исследуются различными специализированными областями естествознания (биология, физика, химия, космология и т.д.). Важным является вопрос о том, в каком же виде зафиксировано общее знание о природе как едином образовании? Как взаимосвязаны между собой различные специальные направления естественнонаучного исследования? Со времен Ньютона и Галилея естествознание выработало особое, теоретическое звено, объединяющее теоретические наработки частных наук, в нем коренятся глубинные связи различных областей естествознания. Общее знание о природе фиксируется в виде естественнонаучной картины мира (ЕНКМ), часто для удобства называемой «научной картиной мира» (НКМ).

Научная картина мира

– это особый слой теоретического знания и научного понимания внешнего мира, это не случайный, а систематизированный набор основных научных идей. Объединяющей основой НКМ являются представления о фундаментальных характеристиках природы, таких как материя, движение, пространство, время, причинность, детерминизм и др. В НКМ включаются и основные законы естествознания, например, закон сохранения энергии. Сюда могут быть включены основные понятия отдельных наук, такие как «поле», «вещество», «элементарные частицы» и др. В НКМ осуществляется синтез разных естественнонаучных дисциплин и философии. Но простое перечисление составляющих компонентов не устанавливает главного стержня, которым определяется НКМ и ее суть. Роль такого стержня выполняют базисные категории для НКМ: материя, движение, пространство, время, развитие и т.д. Перечисленные базисные понятия – философские категории. Они рассматриваются философами на протяжении многих столетий, их даже относят к числу «вечных проблем». Но эти понятия включены в НКМ не в их философском истолковании, а в естественнонаучном аспекте и наполнены новым естественнонаучным содержанием. Поэтому НКМ не простая сумма научных и философских понятий, а их синтез в виде научного мировоззрения. В самом общем смысле, понятие научной картины мира совпадает с понятием научного мировоззрения.НКМ представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых наукой определенной исторической эпохи.

Возникновение научной картины мира стало необходимым на определенном уровне развития научного познания, в условиях углубляющегося разделения труда в сфере производства научных знаний, распадения реального единства знаний на автономные специализированные научные дисциплины. Когда вследствие этого исчезла действительная целостность взгляда на мир, возникла потребность логического конструирования этой целостности, появилась особая категориальная фиксация единой картины мира, в которой путем синтеза главных онтологических допущений из фундаментальных научных теорий строилось и задавалось обобщенное видение исследуемой реальности, соответствующее конкретно-историческому этапу развития науки.

Кроме того, усиление научной специализации сопровождалось все большей формализацией и математизацией естественнонаучных теорий, язык которых стал понятен только узкому кругу профессионалов. Вследствие чего специализированные научные теории, описывающие природные процессы в искусственной знаковой форме, утрачивают функцию изображения объективной реальности, и вместе с тем теряют свой мировоззренческий статус. В этих условиях наука выработала НКМ как особую форму саморефлексии для того, чтобы дать обществу широко понятное представление о мире путем перевода социально значимого содержания фундаментальных научных теорий на общедоступный язык, освобожденный от профессиональной условности. Таким образом, НКМ стала формой «обмирщения знаний», выработанных наукой. Она выступает как «демократический свод истин» определенной эпохи, как популяризация научных знаний, ориентированная на «здравый смысл» и «образы повседневного опыта» и потому предназначена для ученых и практиков самых различных областей общественной деятельности. Вот почему знакомство с основными концепциями современного естествознания будет связано в нашем курсе с современной естественнонаучной картиной мира.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Пауки - отряд арахнид
Пауки — самый большой отряд арахнид. Их описано более 30000 видов, причем специалисты считают, что эта цифра в дальнейшем значительно возрастет, так как фауна пауков земного шара изучена очень неравномерно и неполно. Пауками заселена вся ...

Эмульсии — дисперсии одной жидкости в другой
Эмульсии представляют собой дисперсии одной жидкости в другой, при этом очевидно, что эти две жидкости не смешиваются друг с другом. Почти все эмульсии содержат воду в качестве одной из фаз и органическую жидкость в качестве другой фазы. ...

Синаптическая передача возбуждения
Синапс - специализированный сигнальный межклеточный контакт, обеспечивающий передачу возбуждающих или тормозных влияний между двумя возбудимыми клетками. Через синапс также осуществляется трофическое влияние, приводящее к изменению метабо ...